starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Крепость Брест. Тереспольское укрепление. Конюшни, казарма, мост

Продолжаем обследование Тереспольского укрепления крепости Брест-Литовск 2 ноября 2012 года.
После осмотра одного из самых ранних пороховых погребов крепости мы по дороге вдоль Западного Буга направились в сторону бывшего Тереспольского моста. Для тех кто ориентируется в многочисленных мостах крепости по знаковым событиям - именно по этому мосту 26 августа 1941 года в крепость въехал Адольф Гитлер со своим другом Муссолини.


Следующим объектом осмотра после порохового погреба 1837 года стали развалины двух конюшен с арочными перекрытиями. Оба здания расположены параллельно друг другу. Я так и не понял, чем эти здания были по первоначальному назначению: казематированными убежищами или конюшнями. На июнь 1941 года там находились конюшни транспортной роты л-та Черного. Может быть поэтому название привязалось. На дореволюционных схемах они обозначены буквой "у.".


Вид с ЮВ на южное здание. Видны арочные, усиленные бетоном, своды. Скорее всего бетон был положен тонким слоем для гидроизоляции.


Виз с СВ на южное здание. Широкие проемы заложены послевоенной кладкой


Вид с ЮВ на северное здание. На переднем плане следы работы саперов - выкопанная металлическая балка


Северное здание конюшен. Вид с СВ. Обратите внимание на широкие арки сводов.




Вид на конюшни с СЗ. На дальнем плане первое здание


Затем мы вышли к замечательной видовой точке на Тереспольские ворота. Слева от них - руины полубашни, в которую по некоторым данным попал снаряд "Карла". Скоро здесь будет восстановлен Тереспольский мост. 


С этого ракурса ворота наблюдали передовые немецкие части, ворвавшиеся в крепость. Правда тогда существовал мост и дамба через Западный Буг.
Историк и издатель Александр Суворов делает несколько кадров


Вид через телевик как из немецкого бинокля. В проеме Тереспольских ворот видна скульптурная группа, посвященная пограничникам.


Вид от бывшего Тереспольского моста вдоль берега Буга в сторону хозяйства пограничников. Скоро здесь пройдет экскурсионный маршрут, вдоль которого уже расставили туалеты, замаскированные остатками зелени.


К туалетам мы еще вернемся в следующем посте. Кстати, здесь с туалетом почти попали на историческое место, примерно здесь на 1941 год была расположена баня и туалет.


Дорога от бывшего Тереспольского моста к выезду из крепости, так называемый Варшавский проезд
Начало ноября, а листья на асфальте создают впечатление только что прошедшей золотой осени
 

Именно по этой дороге въезжали в захваченную крепость Гитлер с дуче


Южнее Варшавского проезда были расположены ныне убранные постройки военного городка послевоенного периода. На дальнем плане фотографии видны конюшни. В этом месте планируется сооружение харчевни. Само название объекта уже резко контарстирует с атмосферой острова. Сейчас не располагая все полнотой информации мне затруднительно сказать, попадет ли харчевня на фундамент какой-то из крепостных построек помеченных буквой "у." (таких здесь было много) или попадет на фундамент более раннего средневекового строения. Судя по представленному в концепции М.Гайдуковича эскизу харчевня должна быть стилизована под средневековье. Я верно запомнил? 
Мне представляется более правильным при проектировании освоения этого участка исходить из того, что на 1941 год в этом районе было расположено здание столовой на 150 мест.
Может быть стоит подумать о восстановлении именно этого здания на его историческом фундаменте (тут могут пригодиться археологи)? Почему? Потому что "средневековое" здание изменит привычный видовой ансамбль моста и прилегающей к нему территории. Плюс ко всему не понятно как оно должно выглядеть. Как средневековое здание или как крепостное убежище? Подозреваю что точной копии ранее построенного здесь здания восстановить не удастся за неимением какой-либо графической документации и обмеров. В прочем это и не нужно, т.к. функционал у здания должен быть другой. Так что если очень хочется что-то построить, то лучше восстанавливать типовое польское (?) здание столовой на своем месте с обустройством ресторана в виде офицерской столовой и фастфуда в виде солдатской. Да и полезной площади в этом случае будет гораздо больше, а значит и проект будет более инвестиционно-привлекательным.
И совершенно точно, что здесь не надо делать, так это "Хутор Казачий срач" со всем сопутствующим антуражем. Не то место.
Как-то сумбурно вышло. Переписывать не буду. Более четко изложу в резюме поста.


Казарма транспортной роты л-та Черного 17-го погранотряда. Сохранилась практически без изменений, если не считать нескольких послевоенных пристроек. Здесь планируется музей пограничных войск и таможни. Спорное решение. Чем его наполнять и кто туда будет ходить? Где-то здесь под асфальтом должен быть фундамент столовой.


Послевоенная пристройка к казарме. Ее предполагается снести. Если смотреть на это с точки зрения рационального использования объектов недвижимости, то наверное сносить в ближайшее время не стоит. Тем более что на стадии первичного переосвоения острова пригодных помещений хватать не будет. И вполне для начала эти поздние пристройки могут сгодится и в качестве сувенирных магазинчиков и в качестве точек общепита. Пока нет большого турпотока. Ломать ведь не строить?


Внутри здания сохранились оригинальные перила лестницы, недавно спасенные от мародеров с газорезкой, и отделка стен времен заката СССР. Жалко ее я не поснимал из-за недостатка времени, но надеюсь коллеги все тщательно зафиксировали в прошлые посещения острова.


Вид здания с юго-запада. Тут у меня возник вот какой вопрос. Известно, что в первые минуты артобстрела 22 июня 1941 года в казарме транспортной роты погибло много солдат (70 чел.?) в следствии попадания снарядов и обрушения перекрытий. Здесь мы видим здание казармы транспортной роты со стороны фасада обращенного к противнику в добром здравии. Даже сохранились мелкие детали экстерьера, которые не принято было восстанавливать после войны. Как такое могло быть?


Вид на еще одну кирпичную постройку севернее казармы. Туда мы сходить не успели.


Важный момент. Водокачка. А не еще ли один крепостной колодец у ее основания?


Небольшое резюме от увиденного:
1. Проект строительства новодела под харчевню представляется крайне спорным как и выбранный формат заведения общепита.
2. Как один из вариантов решения -  размещение учреждения общепита в отреставрированных конюшнях. Более дорогой - строительство новодела столовой 1941 года на оригинальном фундаменте с соответствующим антуражем. Наименее затратный по временной схеме - использование под общепит послевоенных пристроек к казарме или части казармы.
3. Про музей погранвойск и таможни надо хорошо подумать. Музей таможни по сути уже есть. Это музей спасенных ценностей в Бресте, требующий кардинальной переинтерпретации и апгреда.
4. Про проект реконструкции Тереспольского моста не готов говорить. Надо разбираться.
5. На острове есть автономный водопровод

Продолжение следует
Другие мои репортажи об экскурсии на Тереспольский остров:

1.  Волынское укрепление. Пороховой погреб http://starcom68.livejournal.com/973781.html
2.  Тереспольское укрепление. Пороховые погреба http://starcom68.livejournal.com/976910.html
3.  Тереспольское укрепление. Конюшни, казарма, мост http://starcom68.livejournal.com/990034.html
4.  Тереспольское укрепление. Казарма курсов шоферов http://starcom68.livejournal.com/997574.html
5.  Тереспольское укрепление. Крепостной колодец http://starcom68.livejournal.com/940559.html





Tags: Беларусь, Брест, Крепости, Крепость Брест, Туризм, Фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments